Тихое эхо Варахши

Один из наиболее ярких исторических памятников Узбекистана – городище Варахша, расположенное в северо-западной части Бухарского оазиса, в Жондорском районе, в 30 километрах к западу от Бухары. В первых веках до нашей эры здесь, на торговом пути из Бухары в Хорезм, была возведена крепость, а позднее вырос и город, ставший наряду с Бухарой и Пайкендом важным экономическим и культурным центром Согда.

Активное участие согдийцев в международной торговле на Великом шёлковом пути привело к увеличению числа и росту территории городов, расцвету искусств и ремёсел. С конца V – нач VI вв. на Варахше появились новые фортификационные сооружения, а к западу от ранней цитадели возводится прекрасный дворец – резиденция правителей Бухарского Согда.

Раскопки Варахши были начаты в 1930-е годы археологом Василием Афанасьевичем Шишкиным. Планировка города состояла из трёх частей: цитадель – дворец правителей, шахристан – собственно город с роскошными и простыми домами и рабад – ремесленное предместье.

Окрестности города получали достаточно воды и орошались отведёнными из реки Зарафшан каналами. Дома состоятельных и малоимущих граждан имели кладовые с кувшинами-хумами, кухни с очагами, комнаты с глиняной хлебной печью – тандуром. Каждые две недели в Варахше устраивались ярмарки, самые большие длились до двадцати дней, до праздника весеннего равноденствия Навруз.

Но основным местом притяжения был дворец. При его раскопках археологи обнаружили уникальные фрагменты настенных росписей и резного ганча, благодаря которым памятник получил всемирную известность Росписи сильно пострадали от разрушительного воздействия времени. Тем не менее сохранившиеся фрагменты позволили учёным раскрыть многие особенности искусства, духовной культуры и быта доисламского Согда.

«Варахша прежде не уступала по величине Бухаре, а по времени основания – древнее Бухары. Там была сильная крепость, потому что цари несколько раз укрепляли это место. Там было двенадцать арыков. Там же находился дворец, красота которого вошла в поговорку; он был выстроен бухархудатами*. Однажды дворец пришёл в упадок, но правитель Буниат, сын Тахшады, уже в эпоху ислама отстроил его заново и жил там, пока не был убит в этом дворце».

Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи.

«Тарих-и Бухоро» («История Бухары». Хвек).

Существует много вариантов значения топонима «Варахша»: «огороженное место»,  «шахский город с засыпными стенами», «царская плотина», «дорога». Все версии подтверждают оборонное значение городища, тогдашнюю хорошую обеспеченность его водами Зарафшана, роль этого поселения на Великом шёлковом пути.

Сакральные сюжеты Восточного зала

Дворец имел три расположенных в ряд крупных парадных зала – Восточный, Красный и Западный. На южной стене Восточного (Синего) зала была изображена многофигурная композиция, центральное место которой занимал огромный царь в богатых одеждах, с мечом в золотых ножнах, сидящий на троне, драпированном тканями с разнообразным орнаментом, с изображениями птиц и растений. Особенно интересны ножки трона в виде крылатых верблюдов. Слева от трона сохранились фрагменты фигур пяти детей или подростков; правее изображён помост, на котором расположились почти не сохранившиеся фигуры знатных воинов.

На этой же стене, в левой части, нарисованы мужчина и женщина: они сидят на коленях перед жертвенником и совершают некий религиозный обряд, связанный с возжиганием священного огня. На их головах диадемы, окружённые нимбами. Исследователи видят в этой паре обожествлённую царскую чету. Между головами пары живописец поместил маленького белого крылатого коня – возможно, как символ царского Фарна, божественного благословения и удачи. По другую сторону жертвенника размещена фигура юноши.

Жертвенник богато орнаментирован. На его конусовидной базе изображена фигура мужчины (божества), восседающего на троне в виде лежащего верблюда. На голове мужчины корона, а вокруг – нимб. Это изображение, как и изображение жертвенника, имеет аналоги в живописи Афрасиаба и Пенджикента. Изображение верблюда было одним из символов зороастрийского бога войны Вретрагны (согд. Вашагн).

Трудно сказать наверняка, какой смысл вкладывали художники и владетели дворца в эти росписи, но их сакральный характер не подлежит сомнению.

Западная стена Восточного зала была по всей видимости занята большой батальной сценой с участием тяжело вооружённых всадников.

«Царская охота» в Красном зале

В Красном (Индийском) зале частично сохранились росписи со сценой «царской охоты». Над суфами**, шедшими вдоль стен зала, шёл растительный фриз, по которому, как по цветущей земле, ступали расположенные выше персонажи. На красном фоне разворачивалась сцена охоты-сражения: люди, сидящие на слонах, отражают атаки огромных, размером со слонов, львов, тигров, леопардов и крылатых грифонов. Художник, писавший индийских гигантов, явно не очень хорошо представлял себе этих животных, нехарактерных для Согда. У слонов на росписи неестественные пропорции, они снаряжены конской сбруей. Встречаются даже слоны в «яблоках», какие бывают в окрасе лошадей. Изображения хищников, в свою очередь переданы художником гораздо точнее.

На каждом слоне восседают по два персонажа – господин и его слуга-погонщик. Фигура слуги, согласно старинной изобразительной традиции, гораздо меньше фигуры господина. Иконография этих персонажей отражает явные индийские влияния: тип лиц, обнажённые торсы, характерные украшения (серьги, ожерелья и браслеты). Трактовка фигур также присуща индийскому изобразительному канону, которому было свойственно повышенное внимание к передаче пластики тела. Бесстрастное выражение лиц героев, статичность поз, контрастирующие с общим драматизмом сцены, – это уже влияние индо-буддийской традиции.

Исследователи склоняются к культово-религиозной трактовке как самой композиции, так и назначения всего Красного зала, в центре которого располагался подиум для алтаря огня. Предположительно здесь многократно повторяются изображения согдийского божества – Абдага («Верховное божество», возможно местный вариант Ахурамазды), истребляющего чудовищ. В духе царившего в раннем Средневековье культурного синкретизма Абдаг уподоблен индийскому царю богов Индре, восседающему на белом слоне.

Сцена охоты из Красного зала Варахши не имеет аналогов среди памятников искусства Средней Азии.

Остатки росписей разной степени сохранности были найдены и в других помещениях варахшинского дворца. В частности, стены одной из комнат Восточной анфилады некогда украшали сцены конной охоты на винторогих козлов. Здесь сохранились изображения всадника, который стреляет из лука, обернувшись на скаку назад. Подобная манера стрельбы, как и техника изображения, находят аналогию в памятниках тюркского искусства. Исследователи отмечают, что оформление варахшинского дворца на каком-то этапе формировалось под определённым тюркским влиянием. Этот факт вполне закономерен: с середины VI в. Согд входит в состав тюркских каганатов, и здесь постепенно усиливается тюркское влияние.

Долгое время считалось, что росписи людей и животных во дворце Варахши были намеренно повреждены арабами, чья ранняя идеология запрещала подобные рисунки. Но Александр Наймарк, профессор изобразительных искусств, дизайна, истории искусств Университета Хофотра, предложил интересную гипотезу о том, что утраченные фрагменты были намеренно вырезаны художниками, которые пытались спасти уникальные образцы мастерства древних мастеров.

Previous slide
Next slide

Бесконечное многообразие ганча Варахши

Не менее значимый вид изобразительного искусства Варахши – резной ганч повсеместно украшавший покои дворца. Его особенность – множество мотивов плодов и цветов: гранат, вишня, персики, виноград, розы, хризантемы и другое. Не меньшим разнообразием поражают сюжетные композиции: головы витязей, божеств, демонов, торсы в одеяниях из тонких тканей и украшениях, женщина-птица, крылатые кони, дракон, голуби и куропатки, змеи, лягушки и плещущиеся в волнах вод рыбы. Техника резьбы разнообразна. Все объёмы отличаются пластичностью и выразительностью. В истории искусства Средней Азии варахшинский ганч – некое промежуточное звено между античной пристенной скульптурой и плоскостной резьбой по ганчу уже исламского времени,своеобразное отражение эволюции ваяния.

Фрагменты сохранившихся фресок и резного ганча Варахши хранятся ныне в коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и Термеза. Их количество в музеях этих городов, по некоторым подсчётам, составляет не менее 14 тысяч из них около 11 тысяч хранится в коллекции Государственного музея Востока в Москве.

Варахша существовала предположительно уже в III веке до нашей эры, пережила упадок в III-IV вв. и восстановилась в V веке нашей эры. Её владельцы – бухархудаты – выигрывали войны и проигрывали их, заключали союзы, помогали соседям, терпеливо отстраивали заново и укрепляли фортификацию.

Сохранить память о Варахше

Строений Варахши не стало приблизительно в XII веке – предположительно из-за обмеления притока реки. Сохранившиеся образцы настенной живописи и резного ганча раннесредневекового владения свидетельствуют о том, что в искусстве, как в зеркале, отразился религиозный синкретизм эпохи, широта культурных контактов местного полиэтничного населения с соседними странами и народами. И хотя изобразительные сюжеты фрагментарны, они содержат в себе немало ценной информации о религиозной обстановке, жизни аристократии, художественных тенденциях и культурных связях в раннем Средневековье.

Городище включено в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Узбекистане; природный памятник «Варахша» – в списке охраняемых территорий. Работу по изучению крепости сегодня успешно продолжают зарубежные и отечественные археологи. Энтузиасты трудятся над каталогами варахшинских фрагментов в различных музеях мира, графической реконструкцией городища с 3-D-разрезами, созданием современного интерактивного музея.

Есть по крайней мере три особенности, которые заметно выделяют ганч Варахши среди аналогичного в других мировых городищах за более чем двухтысячелетний период существования этого вида архитектурного декора.

Наличие двуплановой резьбы, барельефов, и даже горельефов, когда отдельные фигуры, выполненные в натуральную величину, выступают из стены на три четверти своего размера, превращаясь в скульптуру.

Разнообразное сюжетное начало, с превалированием светской тематики, обращение к общемировым «бродячим» мифологическим образам (женщина-птица, крылатый конь). Берущая истоки от восточного участка Шёлкового пути атмосфера роскоши, создаваемая с помощью такого рода декора.

 

 

* Бухархудаты – правители Бухарского государства в период до арабского завоевания 782 года.

** Суфа – глиняное возвышение вдоль стен.

VIDEO

Узбекистан

справочник

Отели Узбекистана

Выбирайте и бронируйте отель напрямую в в Узбекистане. Общайтесь с отелем напрямую. Все отели проверены лично нами.

Транспорт в Узбекистане

Весь транспорт Узбекистана в одном месте. Национальная авиакомпания, железнодорожное и автобусное междугороднее сообщение, транспортные компании и частники, shuttle-transfer с аэропорта и вокзала.

Туры в Узбекистан

Готовые тур-пакеты от проверенных тур-операторов без комиссий и переплат в Узбекистан. Всё общение с тур-оператором напрямую. Консультации по составлению индивидуальной туристической программы.

Календарь событий 2024

Календарь всех значимых международных и республиканских событий в стране на 2024 год. Фестивали, семинары, празднования и многое другое с местом проведения и контактами.

Рестораны

Список популярных ресторанов по городам Узбекистана. Рестораны Ташкента, Самарканда, Бухары и других городов с меню, фотографиями и контактами

В помощь туристам

Рубрика с вопросами и ответами. Впервые планируете поехать в Узбекистан? Здесь собраны самые часто задаваемы вопросы с ответами для организации вашего путешествия.

услуга

Shuttle Transfer

Встреча/Проводы

Заказ группового шатл-трансфера производится по следующим направлениям. Цена указана за 1 человека.

Ташкент
популярность 79%
Ургенч
популярность 92%
Бухара
популярность 63%
$ 0
Туристические новости

Глава государства дал указание организовать специальную зону для полетов на воздушных шарах, аналогичную тем, что существуют в Каппадокии

Государственный глава дал указание разработать и принять план развития экстремального

Читать полностью »
Отелей
Туров
Транспортников
Ресторанов
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии