история
Узбекистан
Главная страница » Узбекистан – О стране » История Узбекистана
История Узбекистана
Древние памятники, обнаруженные в ходе археологических научных раскопок, которые проводились в последние годы, свидетельствуют о том, что история человечества на земле насчитывает более миллиона лет. На ее последнем этапе, т. е. лишь 6 тыс. лет тому назад, в некоторых поясах земного шара появляется письменность – первоначально у берегов Нила (древнего Египта), в бассейнах рек Тигра и Евфрата (древней Месопотамии) и Инда (северо-западной Индии). Оформившаяся под влиянием этих очагов мировой цивилизации древняя письменность Мидии, основой которой стало арамейское письмо, проникла в Среднюю Азию – в Хорезм, Бактрию и Согд в III-II вв. до н. э. Наши предки в Средней Азии проживали на протяжении полумиллиона лет. Древнейшее место их обитания найдено в Ферганской долине в районе р. Сох, в пещере Сель Унгур и пр.
Изучение археологических памятников богатого наследия культурной сокровищницы подтверждает существование в Средней Азии поливного земледелия и животноводства около 5-6 тыс. лет тому назад.
"Неандертальский ребенок"
В 1938-39 годах археологом в пещере Тешик Таш Окладниковым А. была найдена стоянка мустьерской культуры и обнаружены останки скелета (череп и некоторые кости) мальчика-неандертальца (по последним сведениям девочки) 8-9 лет. Помимо дисковидных нуклеусов и скребел на глубине полтора метра культурного слоя, также были найдены кости горного козла, дикой лошади, медведя, оленя и других животных.
Под влиянием древней восточной цивилизации 4 тысячи лет назад в регионе, в частности в пределах современного Узбекистана, сложилась древняя городская цивилизация. Наличие культур Анау и Намазгоха в Туркменистане, Сапаллитепа – на юге Узбекистана подтверждают эту мысль. В учебниках по истории еще до недавнего времени, когда речь шла об истории древних городов, было принято считать, что Самарканд, Мерв и Бухара являются самыми древними городами Средней Азии. Возраст их не превышал 2,5 тыс. лет, а их экономическое, культурное и политическое развитие тесно увязывалось с деятельностью ахеменидских (Иран) и греко-македонских завоевателей. Результаты последних 20-30-летних археологических исследований позволили выявить историческую правду и подтвердили, что в Средней Азии, в частности, на территории Узбекистана, процесс урбанизации имел свою специфику, и первоначальное возникновение городов приходится на период бронзы (4-3-тысячелетнюю давность).
В период поздней бронзы и раннего железа (в конце II – и в начале первого тысячелетия до н. э.) в Сред- ней Азии получило развитие оазисное поливное земледелие. Об этом упоминается и в зороастрийской священной книге «Авеста», в которой население древней Бахди (Бактрии), Сугда (Согда), Хвайризема (Хорезма), Поурута (Парфии), Моуру (Мерва) и других, где получили развитие земледелие и ремесло, известно под названием шака, тата, даха; в персидских и древнегреческих надписях они чаще фигурируют под географическим названием согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, марви и парикании и под этническим – саки, скифы, массагеты, даи (дахи) и т. д.
Обитавшие вокруг земледельческих оазисов в горностепных районах скотоводческие народы, которые были чаще известны как саки и массагеты, имели с земледельческим населением много общего в языке, религии, в происхождении, обычаях. Они совместно боролись с внешними врагами, состояли в родственных отношениях, пользовались водами одних рек, вместе создавали культуру Средней Азии.
К античному периоду (к IV в. до н. э.) в жизни народов произошли значительные исторические и культурные перемены, на которые большое влияние оказал «Великий шелковый путь», соединивший во многих отношениях Восток и Запад. К этому периоду сложились хорезмийская, бактрийская, согдийская письменности. Население Согда сосредоточило все заботы, связанные с «Великим шелковым путем», в своих руках, и согдийский язык до раннего феодализма в пределах огромного географического пространства был языком международного коммерческого общения. Эта роль согдийцев доказана как письменными памятниками, так и археологическими данными.
Во II в. до н. э. в междуречье Средней Азии начали поселяться полуоседлые и полукочевые тюркоязычные племена. Прежде они обитали между Алтаем и Сырдарьей, в районе Еттисува и в широких степях Казахстана. Хотя эти племена издавна поддерживали экономические, культурные и этнические связи с согдийцами и хорезмийцами, тем не менее их активное проникновение относится именно ко II в. до н. э., ко времени продвижения племен юечжи с нижнего и среднего течения бассейна Сырдарьи.
Во II в. до н. э. в среднем бассейне Сырдарьи формируется культура Қаунчи, а немного раньше в нижнем ее течении – культура Җети асар, которые с начала нашей эры распространились по всей Средней Азии. Этот процесс напоминает об активном проникновении в пространство между двумя реками тюркских этнических прослоек, их присутствие стало ощущаться как в жизни сельских поселений, так и городов Согда, Хорезма и Бактрии. Усиление проникновения в IV-VI вв. в заречье тюркских прослоек также тесно связано с про- движением хуннов, хионитов, кидаритов и эфталитов. Наконец установление в VI в. в этом крае власти Тюркского каганата превратило двуязычный процесс в историческую правду, и в Согде тюркские этнические пласты начали занимать ведущие позиции во многих сферах жизни. Проникновение в пространство междуречья тюркоязычных племен и народностей, которые объединялись в отдельные группы и племена, стало естественным, с точки же зрения интересов экономического и политического сближения двух народов, оно превратилось также в жизненную потребность. Под влиянием хозяйственных успехов местного населения и его передовой культуры кочевые племена стали систематически оседать, и в раннефеодальный период они принимали активное участие в создании экономического, культурного и духовного мира в Мавераннахре.
Вторжение в начале VIII в. арабов в Среднюю Азию и установление в крае их господства во многом стало причиной уничтожения местных исторических традиций, исчезновения культурного письменного наследия Согда – Хорезма. Более чем 150-летнее господство арабов в этом крае привело к зарождению на руинах зороастризма и буддизма основ корней ислама. Наместник Хорасана Қутейба ибн Муслим, положивший начало завоеванию Средней Азии, уничтожил знатоков зороастрийской религии, а созданные до них письменные памятники и культурное наследие сжег на городских площадях. Он придал арабскому языку статус научного и государственного. Вот на этом сложном этапе временно прекратилось свободное переселение в Мавераннахр тюркских народов. Между тем, у переселившихся ранее тюркских кочевников активизировался процесс перехода на оседлость, который особенно заметно проходил в среднем течении бассейна Сырдарьи, в Ферганской долине и Хорезме.
Начиная с 20-х годов IX столетия власть в Мавераннахре и его провинциях стала переходить в руки представителей местных феодалов – Саманидов. Сыновья и внуки Саман-худата Балхского установили свое господство во всем Мавераннахре.
В период правления Исмаила Самани (вторая половина IX в.) в этом крае власть арабов была окончательно ликвидирована. Но среди широких народных масс дух ислама уже укоренился. Языком науки оставался по-прежнему арабский. С середины IX в. в результате последовательной политики Саманидов язык фарси стал государственным.
В конце X в. и первом десятилетии XI в. в южных провинциях Средней Азии власть из рук Саманидов перешла в руки Қараханидов. В связи с этим вновь активизировался процесс тюркизации населения Мавераннахра. В западной, северной и северо-восточной провинциях Средней Азии в ХII в. господствующими стали тюркский язык и тюркская языковая среда. Возникли тысячи кишлаков и городов, которые называли тюркскими терминами. В настоящее время нация, которая сформировалась в пределах четко очерченных границ и называется узбекской, сложилась на основе экономической, культурной и лингвистической общности в XI-XII вв.
В первой четверти ХIII в. в Среднюю Азию вторглись монгольские завоеватели. Возглавляемые Чингис- ханом и его сыновьями монгольские войска подвергли ее невиданным разрушениям. Началась новая волна проникновения тюркоязычных народов с севера и северо-запада из Даштикипчак. С начала XIV в. стали восстанавливаться города и кишлаки. Несмотря на то, что монгольские беки со своими воинами повсюду сновали по стране, анти-монгольское народное движение не угасало. Сарбодары Самарканда захватили город. Правитель Шахрисабзского бекства Амир Тимур искусно использовал это обстоятельство, чтобы во второй половине XIV в. выйти на арену борьбы с монголами. Свойственное личности Тимура мужество, героизм, мастерство, военные познания способствовали достижению основной цели – положили конец необузданному почти 150-летнему монгольскому правлению. Объединив Среднюю Азию и примыкающие к ней земли, он создал совершенную централизованную державу. В течение 35-летнего правления (1370-1405) Амир Тимур образовал могущественное феодальное государство. Им были созданы благоприятные возможности для планомерного развития торговли, ремесла, земледелия и животноводства. Получили развитие архитектура, прикладное искусство. Были построены новые ирригационные сооружения, приведены в порядок караванные дороги, сооружены мосты.
При Тимуре и Тимуридах (Шахрухе, Улугбеке, Бабуре, Хусайне Байкаре) в стране развивались наука, культура, искусство. Активизировались связи Востока и Запада, Севера и Юга. При дворе Тимура и тимуридов были представлены европейские послы.
Политика и феодальная необузданность того времени испытывали потребность в изворотливом деятеле, и эту миссию взял на себя Амир Тимур. Он создал могущественную империю, объединил провинции Мавераннахра и выбрал его столицей Самарканд. Благодаря собранным им средствам, рабочей силе мастеров расцвела столица тимуридского государства – Самарканд. Город, покровителем которого он стал, и поныне привлекает к себе внимание народов мира своими сооружениями. Амир Тимур покровительствовал также образованным людям, ученым. Его внук Султан Улугбек в истории узбекского народа оставил значительный след как звезда науки тимуридской династии.
История среднеазиатских ханств с XVI в. до середины XIX в.является одним из наименее разработанных разделов истории народов Узбекистана. В дореволюционной историографии Средней Азии данному периоду уделялось относительно мало места, так как исследователи истории Средней Азии сосредоточили свое внимание почти исключительно на изучении более ранних периодов, до Тимура и тимуридов включительно. В советское время появился ряд ценных исследований, но достаточно подробного и систематического обзора истории среднеазиатских ханств XVI-XIX вв., который был бы основан на первоисточниках, до сего времени не имеется.
Источники по истории народов Узбекистана в XVI-ХIX вв. многочисленны и разнообразны. В их числе имеются составленные современниками хроники событий, жизнеописания выдающихся дервишских шейхов, произведения художественной, религиозно-философской и богословской литературы. Весьма значительны дошедшие до нас фонды различных документов: жалованных грамот, вакуфных завещаний, документов о продаже имущества, ривоятов-заключений
законоведов по судебным процессам и т. п. Подавляющая масса этих источников до сих пореще критически не изучена, не издана и не переведена на европейские языки. Крайне важными для историка являются также показания многочисленных европейских, в том числе русских, путешественников, так или иначе попадавших в труднодоступную в то время страну. Среди них были посланники, торговые агенты, пленники, захваченные казахами или башкирами на окраинах русских владений, и любознательные исследователи.
В 1499 г. в пределы Мавераннахра с севера из Кипчакской степи (Дешти-Кипчак) вторглись кочевые племена во главе с Шейбаниханом. На этом завершилось господство в Средней Азии Темуридов и установилась власть Шейбанидов. Кочевые племена, пришедшие с шейбанидами, постепенно ассимилировались с коренным населением Средней Азии. Экономический и культурный центр переместился из Самарканда в Бухару, а шейбанидское правление стало называться
Бухарским ханством.
В начале 18 в. от ханства отделилась Ферганская долина, на которой образовалось Кокандское ханство.
В 1505 г. войска Шейбанихана захватили Хорезм, но в 1512 г. власть перешла в руки предводителя другой ветви, не присоединившейся к шейбанидам. С этого времени ведет свое существование Хивинское ханство, столицей которого в разное время были Вазир, Куня-Ургенч, Хива.
В начале 19 в. одним из крупнейших ханств становится Кокандское. Существование централизованного государства в Ферганской долине способствовало подъему здесь сельского хозяйства, торговли и городской жизни в целом. Значительное развитие получила кустарная промышленность, особенно ткачество. Ткани из хлопка и шелка славились своим качеством далеко за пределами ханства. Город Коканд стал крупным центром производства писчей бумаги, получило развитие гончарное производство, особенно в Риштане.
Во второй половине 19 в. территория Средней Азии представляла собой важный экономический район, что активизировало политику царского правительства России в этом регионе. Установлена единая однопроцентная пошлина на товары, вывозимые из Средней Азии, русские купцы получили право вести свободную меновую торговлю.
Усилилась деятельность русских дипломатических миссий в среднеазиатских ханствах. В конце 40 – начале 50-х годов 19 в. царское правительство начало постепенное и планомерное продвижение в глубь Средней Азии. В 60-ых годах началось вторжение русских войск на территорию Кокандского ханства. В 1865 г. на территории к северу от Сырдарьинской и Новококандской линий была образована Туркестанская область, подчиненная Оренбургскомугенерал-губернатору. 17 мая был взят Ташкент.
В 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. В конце 70-х годов территория Кокандского ханства
была включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства под названием Ферганской области. В 1873 г. был установлен протекторат России в Бухарском и Хивинском ханствах.
В ноябре 1917 г. – марте 1918 г. была провозглашена советская власть в Туркестанском крае. В 1920 г. образованы Хорезмская и Бухарская
народные советские республики.
В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии была образована Узбекская ССР, в 1925 г. она вошла в состав СССР в качестве союзной республики.
31 августа 1991 г. было реализовано неотъемлемое право узбекского народа – право на свободное самоопределение. На Внеочередной сессии Верховного Совета республики Первым Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым была провозглашена независимость Республики Узбекистан – выдающееся событие в многовековой истории узбекского народа. Узбекистан обрел свою реальную государственность мирным, парламентским путем.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 Республика Узбекистан была принята в ООН.
В эпоху Каримова в Узбекистане была создана современная дорожно-транспортная и инженерно-коммуникационная инфраструктура, в том числе построены железнодорожные линии Ангрен – Пап с уникальным тоннелем через горный перевал Камчик, Ташгузар – Байсун – Кумкурган. Открыто первое в Центральной Азии высокоскоростное железнодорожное сообщение по маршрутам Ташкент – Самарканд – Бухара – Карши.
2 сентября 2016 года президент Ислам Каримов скончался. Временно исполняющим обязанности президента Узбекистана стал действующий премьер-министр Республики Узбекистан Мирзиёев Шавкат Миромонович.
4 декабря 2016 года Шавкат Мирзиёев одержал победу на президентских выборах, набрав 88,61 процентов голосов, а 14 декабря принял присягу и вступил в должность.
Впервые в своей истории Узбекистан был избран членом Совета по правам человека ООН. По мнению Юрия Саруханяна, Шавкат Мирзиёев позиционирует себя как реформатор и проводит ребрендинг власти: власти либерализуют экономику, пытаются вступить в диалог с обществом, смягчают контроль над СМИ, ограничивают влияние силовиков в управлении страной. Называющие себя настоящей оппозицией эмигрантские политики и движения не имеют поддержки среди населения и не способны влиять на происходящее в стране.
В Узбекистане после 2017 года проводится поэтапная судебная реформа. В 2018 году началась её реорганизация.
В 2021 году в Узбекистане появились первые частные авиаперевозчики: Qanot Sharq, Silk Avia, Panorama Airways. В 2022 году были созданы авиакомпании Fly Khiva и Air Samarkand, а в январе 2023 года — Centrum Air.
30 апреля 2023 года на конституционном референдуме более 90 % проголосовавших жителей Узбекистана выступили за принятие поправок, согласно которой “Узбекистан это суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство”.
справочник
Выбирайте и бронируйте отели в городах Узбекистана. Общайтесь с отелем напрямую. Все отели проверены лично нами.
Весь транспорт в городах Узбекистана в одном месте. Национальная авиакомпания, железнодорожное и автобусное междугороднее сообщение, транспортные компании и частники, shuttle-transfer с аэропорта и вокзала.
Готовые тур-пакеты в Узбекистан от проверенных тур-операторов без комиссий и переплат. Всё общение с тур-оператором напрямую. Консультации по составлению индивидуальной туристической программы.
Календарь всех значимых международных и республиканских событий в стране на 2024 год. Фестивали, семинары, празднования и многое другое с местом проведения и контактами.
Список ресторанов в городах Узбекистана. С полной информацией, контактами и локацией.
Рубрика с вопросами и ответами. Впервые планируете поехать в Узбекистан? Здесь собраны самые часто задаваемы вопросы с ответами для организации вашего путешествия.
Shuttle Transfer
Встреча/Проводы
Заказ группового шатл-трансфера производится по следующим направлениям. Цена указана за 1 человека.
- Аэропорт
- Железнодорожный вокзал
- Автовокзал
Глава государства дал указание организовать специальную зону для полетов на воздушных шарах, аналогичную тем, что существуют в Каппадокии
Государственный глава дал указание разработать и принять план развития экстремального
BLUES Kafe-Bar
BLUES Kafe-bar Samarkand, Amira Timura st. , 66 Instagram Tripadvisor