Мавзолей

Исмаила Самани

БУХАРА

Мавзолей Исмаила Самани

Мавзолей правителя из династии Саманидов – настоящая жемчужина среднеазиатского зодчества. Это священное место, которое стало символом независимости от арабского халифата. Арабское завоевание времен VII-VIII веков замедлило развитие строительства в Средней Азии, но постепенно после вхождения земель в систему халифата начался строительный подъем. Тахириды, Саманиды, и Мамуниды внесли свой вклад в создание удивительной архитектуры региона.

появление мавзолеев

С поступлением ислама в Среднюю Азию стали набирать силу культовые сооружения религии: мечети, медресе и, начиная с эпохи Саманидов, мавзолеи. Изначально архитектура в основном следовала традициям, заложенным здесь задолго до прихода арабов. В частности, создание мавзолеев многие ученые связывают с обычаем хранения останков умерших в глиняных гробах – оссуариях, которые помещали в семейные склепы. В Согде и Хорезме они были квадратной формы, а в Шаше – круглые; все они имели сводчатые или купольные кровли. Сами оссуарии часто имитировали формы реальных зданий, вероятно, наусов, передавая характерные архитектурные детали, которые не дошли до наших дней, такие как купол и сводчатая или шатровая крыша. Фактически, как наусы, так и «архитектурные» оссуарии служили прототипами будущих мавзолеев в исламской Средней Азии.

В строительстве после арабского завоевания продолжают использоваться традиционные материалы – сырец, пахса, дерево. Однако, обожженный кирпич на глиняных и гипсовых растворах становится все более популярным. Это открывает новые возможности для создания уникальных архитектурных форм – фигурные кирпичные кладки и кирпичные узоры на фасадах.

Мавзолеи, построенные для правителей и духовенства, представляют собой интересную тему для монументальной архитектуры. Два из этих памятников, мавзолей Саманидов в Бухаре и мавзолей Араб-ата в Тиме Самаркандской области, сохранились до наших дней и демонстрируют два основных типа однокупольных усыпальниц – центрический и портальный, которые доминировали в среднеазиатском зодчестве на протяжении веков. Мавзолей Саманидов, хоть и отражает старую согдийскую традицию, уже предвосхищает новый архитектурный стиль, в то время как мавзолей Араб-ата представляет собой яркий образец этого стиля.

На основе мудрых традиций среднеазиатского зодчества местные мастера создали удивительные сооружения. Основным элементом их архитектуры стал куб, покрытый величественным куполом, выстроенным на восьми арках. Такая форма зданий находит свое мифологическое объяснение в символике: куб – символ земли, устойчивый и непоколебимый, купол – образ небесного свода, их соединение отражает гармонию вселенной.

традиции

В древнеиндийской традиции Земля рассматривалась как упорядоченное пространство, ограниченное четырьмя сторонами, по которым проходят световые линии. Из этого взгляда легко было перейти к представлению Земли ввиде квадрата, а неба – ввиде круга, подобного чаши. Эта концепция нашла отражение как в ранних христианских текстах, так и в буддийских ступах, хранящих священные останки. Эта древняя планировочная схема оказалась удивительно стойкой и вдохновляющей, что подтверждается даже постройкой мавзолея Санджара в Мерве, который называли “домом будущей жизни” – в точном соответствии с духовными представлениями.

Архитектура мавзолея Саманидов обладает ярко выраженной «знаковой системой», отражающей миропонимание и философию своего времени. Гармония и целостность композиции этого памятника поражают даже современного зрителя, не знакомого с древними архитектурными формами, от которых произошли все величественные постройки.

Композиция здания мавзолея сочетает в себе два устойчивых объема: куб и полушар, что отражает общую структуру квадратного плана. Все фасады равнозначны и центрический характер композиции подчеркнут отсутствием выделенного главного фасада. Глубоко органичное соотношение опорных и несущих частей фасадов придает зданию уравновешенность форм. Круглые диски, выложенные на фасаде, символизируют культ Солнца и планет, а «сасанидские перлы» на фризе стали также элементом орнамента в виде дисков.

В мавзолее Саманидов присутствует естественная гармония, обусловленная научным расчетом и пропорционированием. Уникальный «динамический квадрат», используемый в архитектуре мавзолея, отражает геометрическую схему построения как планов, так и фасадов. Размеры кубического корпуса мавзолея соответствуют пропорции между сторонами и диагональю квадрата, отражая таким образом достижения восточной математики IX-X веков. Этот замечательный памятник архитектуры стал результатом труда бухарских зодчих и является отражением уровня мастерства и знаний уроженцев Средней Азии, таких как ал-Фергани и Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми.

Отчетливость архитектурных деталей отражается в интерьере, где восьмигранник тромпов* и чаша купола подчеркивают структуру стен и арок. Связь между внешними и внутренними элементами сохраняется: цоколь соответствует уровню пола, импостный пояс повторяется внутри, а галерейка прекрасно сочетается с парусами интерьера. Свет проникает через решетки, устанавливающиеся в проемах арок, обеспечивая достаточное освещение всему помещению.

Мавзолей был построен из обожженого кирпича, который не только определяет конструкцию, но и придает зданию особый эстетический вид. Различные размеры кирпичей использовались для создания уникальных узоров, отвечающих как конструктивным, так и декоративным целям. Отчетливо видны диагональные, горизонтальные и вертикальные узоры, созданные из тесанного кирпича, а также фигурные элементы окон и объемные фигуры благодаря теневой игре. Этот уникальный подход к использованию кирпича делает мавзолей одним из самых виртуозных памятников архитектуры того времени.

Архитектура

Мавзолей Саманидов – архитектурное произведение уникальное и неповторимое. Во всей Средней Азии и других странах мусульманского мира нет ничего подобного в Х веке.

Подробное изучение показывает, что основы этого памятника связаны с традициями старого согдийского зодчества до появления ислама, когда использовались менее долговечные материалы, такие как дерево и обычный кирпич. Архитектурные элементы, такие как конструкция купола на тромпах, перспективно-арочный вход, карликовая аркатура, встроенные в стены колонны, стиль колонок интерьера, фризы и архивольты, выполненные различно уложенным кирпичом, терракотовые диски – все они могут быть прослежены до памятников древнего согдийского зодчества, с которыми связаны традиции монументального зодчества эпохи Саманидов в Бухаре.

Однако в этом мавзолее присутствует и что-то другое: нарушение устоявшихся традиций, живое и креативное новаторство. Его особенности определяются, в первую очередь, инновациями в конструкции и технике: использование обожженного кирпича, который прежде использовался только в отдельных ответственных конструкциях или для декоративных элементов, но впервые полностью применен именно в этом памятнике. Визуальные качества обожженного кирпича придают ему основной декоративный эффект. Но мавзолей не ограничивается этим – он уникален и неповторим в своем архитектурном ансамбле. Практически впервые в архитектуре мусульманского Востока появляется мавзолей как самостоятельный архитектурный объект, потому что ранее погребения известных деятелей духовной и социальной жизни осуществлялись либо просто в могилах, либо рядом с мечетями. И вот, столкнувшись с задачей, для которой у него не было образцов, мастер создает оригинальный архитектурный стиль.

Тема перехода из мира смертного в вечный мир – давняя тема ислама, где говорится: “Мусульмане не умирают, а лишь переходят из одной жизни в другую”. Печальное откровение Омара Хайяма о том, что нам не уберечься от стрелы смерти, она касается всех – бедных и царей. Мавзолей Саманидов представляет собой воплощение этой идеи в архитектурных формах, являясь одним из первых восточных мавзолеев, который создан великолепно на среднеазиатской почве.

захоронения

Мавзолей Саманидов стоит немного дальше от бухарского Регистана. В прошлом здесь было заброшенное кладбище эмировской Бухары, окружающее мавзолей на треть своей высоты. В 50-х годах прошлого века на этом месте был создан парк, где теперь стоит отреставрированный мавзолей, легко вписывающийся в зелень окружающего парка своим спокойным, монолитным видом.

В народной и научной литературе часто упоминается мавзолей, посвященный Исмаилу Самани – выдающемуся правителю династии, царствовавшему в Бухаре с 892 по 907 год. Однако исследования приводят к выводу, что этот мавзолей является фамильной усыпальницей династии Саманидов, возведенной при Исмаиле в конце IX – начале X века. Внутри мавзолея обнаружены могилы нескольких членов династии, что подтверждает его функцию как места погребения родственников Исмаила.

В различных областях культурной жизни Средней Азии отчетливо прослеживается влияние времени, которое способствует появлению новых черт и выдающихся творческих личностей. В это время Рудаки пишет свои жизнерадостные стихи, Наршахи составляет “Историю Бухары”, а Авиценна обогащает свои знания в Бухаре. К сожалению, мы не знаем имени гениального архитектора, создавшего мавзолей Саманидов, но этот памятник стал важным этапом в развитии монументальной архитектуры в Средней Азии, принципы которой были далее развиты в последующие века.

 

***Тромп – угловой парус ниши.

Адрес

Часы работы

Стоимость

Бухара

справочник

Отели Бухары

Выбирайте и бронируйте отель напрямую в в Бухаре. Общайтесь с отелем напрямую. Все отели проверены лично нами.

Транспорт в Бухаре

Весь транспорт Бухары в одном месте. Национальная авиакомпания, железнодорожное и автобусное междугороднее сообщение, транспортные компании и частники, shuttle-transfer с аэропорта и вокзала.

Туры в Бухару

Готовые тур-пакеты от проверенных тур-операторов без комиссий и переплат. Всё общение с тур-оператором напрямую. Консультации по составлению индивидуальной туристической программы.

Календарь событий 2024

Календарь всех значимых международных и республиканских событий в стране на 2024 год. Фестивали, семинары, празднования и многое другое с местом проведения и контактами.

Рестораны в бухаре

Список популярных ресторанов в Бухаре с меню, фотографиями и контактами для бронирования.

В ПОМОЩЬ ТУРИСТАМ

Рубрика с вопросами и ответами. Впервые планируете поехать в Узбекистан? Здесь собраны самые часто задаваемы вопросы с ответами для организации вашего путешествия.

Гиды

Список опытных гидов, которые помогут вам раскрыть все тайны и красоты этой страны. Вы можете связаться с ними напрямую для консультации. Каждый гид - профессионал своего дела, который с удовольствием поделится знаниями и опытом, чтобы ваше путешествие стало незабываемым.

Магазины

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper.

Туристические новости
touristichka

Глава государства дал указание организовать специальную зону для полетов на воздушных шарах, аналогичную тем, что существуют в Каппадокии

Государственный глава дал указание разработать и принять план развития экстремального туризма, включая организацию специальной зоны для полетов на воздушных шарах в Муйнаке. «Для этого необходимо

Читать полностью »
Besh Qozon
Kamila

Besh Qozon

Besh Qozon Tashkent, Iftixor, 1Kokcha Darvoza, 345Yangi Sergeli, 8S.Umarov, 43 Instagram Globe Facebook Telegram Tripadvisor Написать отзыв Контакты Интерьер Команда Меню Блюда На карте видео

Читать полностью »
Отеля
0
Туров
0
Транспортников
0
Ресторанов
0
Гидов
0